Античная мировая цивилизация (железный век)

Античная цивилизация — пик первой цивилизационной волны в истории человечества, время нелегкой, но прекрасной его юности, когда сформировался его генотип во всем богатстве и разнообразии составляющих его элементов. Хронологические рамки античной цивилизации охватывают период с VIII века до н.э. по V век н.э., то есть около тринадцати веков.
Расцвет духовной сферы. Основное достижение античной цивилизации, пополнившее генотип человеческого общества, — приоритет духовной сферы, человеческой личности, ее раскрепощение, расцвет науки, искусства, мифологии. Именно в это время возникло само понятие «свобода». Конечно, это не была свобода для всех: «Именно в античном обществе раб был наиболее рабом, а свободный — наиболее свободным… Лишь в греческих полисах появляется понятие свободы (элевтрия) как состояния отсутствия господства кого бы то ни было над данным человеком — понятие, завещанное греческим полисом всему человечеству».
Резкий подъем производительности труда, увеличение прибавочного продукта как результат применения более дешевых и эффективных железных орудий создали экономические условия для того, чтобы часть свободных граждан могла заниматься только умственным трудом — философией, искусством, политикой, историей.

В античную эпоху были созданы величайшие шедевры искусства в сфере ваяния и зодчества, поэзии и драматургии, которые и поныне остаются непревзойденными образцами для поколений художественной интеллигенции.
Крупнейшей инновацией того периода стало формирование системы абстрактных наук — философии (которая приобрела все объемлющий характер), астрономии, математики, механики, медицины, истории, права, экономики. Открылись многочисленные школы философов, Академия Платона, Лицей Аристотеля, Александрийский музей. Сложилась система специализированного обучения молодежи наукам, искусству, разнообразным ремеслам, военному делу (от школ философов до школ гладиаторов). Однако на занятиях теория почти не подкреплялась практикой: абстрактная наука была оторвана от технической (хотя тот период отмечен немалым числом крупных изобретений). Такая ситуация на этапе становления науки была неизбежной.
Развитие духовной сферы в период античной цивилизации заложило основы мировых религий, стало причиной постепенного перехода от политеизма к монотеизму, что во многом было обусловлено кризисом античности, усилением централизации в сфере экономики и политики. Это касается многих цивилизаций того времени. Так, в Индии в VI–V веках до н.э. возник буддизм.
В восточных провинциях Римской империи в I столетии н.э. за родилось христианство, которое после периода гонений в IV веке н.э. стало государственной религией. Мировые религии упорядочивали сферу идеологии, оказывали влияние на другие области духовной жизни и в то же время становились важным интеграционным фактором, способствуя диалогу разных народов и государств, принадлежавших к одной вере.
Экономика античного общества. Экономика античного общества была многоукладной, а удельный вес каждого из укладов в разных локальных цивилизациях — неодинаковым и менялся со временем.
Преобладающим укладом в цивилизациях Средиземноморья и Двуречья был рабовладельческий. В рабов превращали не только военнопленных и захваченных во время военных походов мирных жителей, но и часть прежде свободных общинников, безнадежных должников. Рабы не имели собственности, семей, гражданских прав, жестоко эксплуатировались, создавая прибавочный продукт при минимуме затрат на свое содержание. В цивилизациях же Китая, Индии рабовладение не было широко распространено.

antichnaya_ziviliziziya

Основу мелкотоварного уклада в античном обществе составляли свободные, но обязанные платить налоги и поставлять солдат в армию земледельцы и городские ремесленники. На закате античности увеличилось число полусвободных людей — рабоввольноотпущенников (колонов), обрабатывавших свой участок земли и обязанных платить ренту прежнему хозяину.
Развитие денежного хозяйства и торгового обмена, рынка, как внутреннего, так и международного, привело к появлению слоя торговцев, менял, ростовщиков.
В экономике преобладало мелкое хозяйство крестьян и ремесленников. Наряду с этим, особенно в период Римской империи, создавались крупные рабовладельческие латифундии, ремесленные производства — эргастерии. Принудительный труд, хотя и приносил прибавочный продукт, был малопроизводительным и требовал содержания значительного числа надсмотрщиков, а также вооруженных отрядов и армии для подавления восстаний рабов. Наиболее известное из них — восстание Спартака в Риме.
Хозяйство в основе своей было натуральным. Однако все большая доля продуктов втягивалась в товарный обмен, развивались денежные системы, регулируемые государствами. Порой их правители сознательно выпускали фальшивые партии монет, что вызывало рост цен и социальные взрывы. Такими эпизодами богата история позднего Рима.
Рождение демократии и мировых империй. Античная цивилизация сыграла важнейшую роль в развитии институтов, которые определяют сложную ткань социальнополитических отношений.
В период Античности сложился особый строй общественно политических отношений — демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления сообщества свободных людей. В развернутом виде такой строй характерен для Афин времен Перикла (IV в. до н.э.). Конечно, это была демократия для избранных, а не для рабов, женщин или чужеземцев. Тем не менее ее основные принципы, сформулированные в период расцвета Греции, и поныне можно найти в программах партий и движений во всех странах. В греческих полисах, а затем в Риме был отработан сложный механизм функционирования государственного строя, который в различных модификациях воспроизводился в последующих цивилизациях и дошел до наших дней. Основы современной юридической системы заложены детально проработанными нормами римского права.

Своеобразие политической и экономической жизни античной цивилизации состояло в формировании полисов — независимых, самоуправляемых городовгосударств, имевших признаки общины. Государственная власть в полисе могла принимать разнообразные формы: демократии, тирании, аристократии, олигархии и т.д. Но в любом случае строго соблюдались равноправие и свобода граждан полиса, которые считались свободными по природе (в отличие от рабов и чужеземцев).
В античную эпоху локальные цивилизации вышли за прежние узкие рамки. Повсеместно возникали мировые империи, охватывавшие несколько смежных цивилизаций — Ассирийская (в IХ–VII вв. до н.э. — вся Передняя Азия), Персидская (VI–IV вв. до н.э. — от Эгейского моря до долины Инда, от Египта до Сырдарьи); империя Маурьев в Индии (IV–II вв. до н.э.), империя Цинь (221–207 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) в Китае.
Создавая насильственным путем мировые империи, включав шие завоеванные и оставленные в подчинении автономные территории, античные государства получали от них хорошие дивиденды в виде налогов и рабочей силы. Однако державы эти, покоившиеся на сильной единоличной власти и мощной армии, обычно были недолговечными, распадались после смерти своего основателя.
Обширная империя была создана в результате походов Алек%сандра Македонского (356–323 гг. до н.э.). Покорив греческие государства, Персию, Египет, Вавилон, Среднюю Азию, Индию, ученик Аристотеля основал империю, которая простиралась от Дуная до Инда, от Кавказа до Египта; только внезапная смерть помешала ему захватить Аравию и Северную Африку. Империя Александра Македонского просуществовала чуть более 10 лет, но способствовала распространению греческой культуры, науки, мифологии, политического и экономического строя на обширных территориях (рис. 5.2).
Гораздо более прочным образованием стала Римская империя, которая в период наибольшего своего расцвета (начало II в. н.э., правление Траяна) охватывала почти всю Западную и Южную Европу, Переднюю Азию, Причерноморье, Северную Африку. В 395 году она разделилась на Западную Римскую и Восточную Римскую (Византийскую) империи; последняя просуществовала больше тысячи лет (до 1453 г.), но в более узких территориальных границах. Здесь четко прослеживается политическое и экономическое верховенство центра (метрополии) над провинциями, устойчивые и разнообразные торговые связи, транспортные сети, смешение культур. В последующих мировых цивилизациях мировые империи многое повторяли из практики Римской империи. Кризис античной цивилизации. В первые столетия нашей эры со всей очевидностью проявились признаки кризиса античной цивилизации, прежде всего Римской империи. Глубинные корни этого кризиса лежали в сфере экономики.

В античном обществе (особенно в период расцвета Римской империи) сложилось многоотраслевое хозяйство, в значительной мере ориентированное на рынок, сочетавшее мелкое производство независимых крестьян, ремесленников, зависимых колонов с деятельностью крупных латифундий и эргастерий, которые были организованы по принципу разделения труда и насчитывали до тысячи работников — рабов, вольноотпущенных, вольнонаемных. Эргастерии активно применялись в таких сферах, как горное дело, производство мебели, керамики, текстиля и металла, оружия. Это были предвестники будущих ремесленных цехов и мануфактур. Не следует недооценивать и такое экономическое изобретение античности, как банки (в V в. до н.э. в Греции возникли храмовые и частные денежные банки, выдававшие ссуды под процент).