Империя ГУННОВ

Взошедший на императорский троп Византии в 379 г. Феодосий 1 (379-395) уже в первый год своего правления разгромил несколько крупных отрядов гуннов, аланов и готов на Балканах.
После чего гунны предпочли устремиться в противоположную от Византийской империи сторону и заняли все левобережье Дуная как в Нижнем, так и в Среднем Подунавье. Только когда зимой 395 г. Дунай покрылся льдом, гунны, перейдя замерзшую реку, возобновили набеги на империю и ограбили большую часть Фракии.
Армии Феодосия удалось лишь смягчить этот внезапный набег гуннов и их союзников. В том же году Феодосий умер, разделив перед смертью империю между своими сыновьями, отдав Аркадию восточную часть империи, а Гонорию — западную. С этого момента единое государство разделилось на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю.
Императору Аркадию после трех лет неудачных для империи стычек во Фракии с гуннами удалось прийти с ними к мирному соглашению, которое длилось около тришiдцати лет. Но это не означало, что такой же спокойный период наступил для императора Гонория. Уже в 405 г. гунны под предводительством Радагайса или Радагаста вторглись в Италию, а в 406 г. под натиском гуннов вандалы, свевы и аланы прорвали рейнскую границу и захватили значительную часть Галлии. Никем не защищаемая территория Центральной Европы вплоть до Рейна досталась гуннам почти без сопротивления. Часть германских племен была порабощена гуннами, а другая часть перешла на сторону оккупантов.
В 408 г. гунны во главе с полководцем Ульдином (Ульдисом) по какой-то причине возобновили свои набеги на Мезию и Фракию. Византийцы вступили с ним, а исподтишка и с командирами отдельных отрядов, в переговоры, которые не привели к согласию. Однако сработал подкуп подчиненных Ульдина, в результате отдельные командиры со своими отрядами, удовлетворившись полученными от византийцев подарками, бросили своего полководца и тому самому пришлось спасаться бегством.

imperiya_gunnov
В дальнейшем от Фракии Ульдина с его войском отвлек западноримский полководец Стилихон, который нанял одних гуннов сражаться против других, вторгшихся В И талию с Радагайсом. Более того, гунны помогли Западной Римской империи в 409 г. противостоять нападению вестготов во главе с Аларихом.
В начале V в. гуннов посетил епископ Феофим, но больших успехов по обращению их в христианскую веру не достиг. Такая же неудача постигла и других византийских миссионеров, поскольку они пытались вести проповеди на греческом языке, которого гунны не понимали, а проповедь через переводчика была не результативна. Дальнейший период во взаимоотношениях гуннов с обеими империями почти не освещен авторами, скорее всего, до объединения разрозненных гуннских племен в 420 г. в единое государство под управлением вождя Руа просто и не было достойных описания событий. Руа делил власть над гуннами со своими братьями Октаром и Мундзуком, отцом Аттилы и Бледы. К 432 г. Руа остался единоличным правителем огромного по размерам гуннского государства.
В 436 г. гуннам Руа досталось и левобережье Среднего Рейна после победы их над Бургундским королевством.
После этих побед Руа выдвинул требования к императору Византии о возвращении беглецов, но когда вождь гуннов решил наказать империю за затяжку переговоров, он внезапно умер. Больше всего сведений о гуннах приведено в сказаниях П риска Панийского, причем это свидетельства очевидца. О самом Приске известно немного: в основном то, что он сам о себе рассказывает в своем сочинении, а также редкие упоминания о нем в других источниках.
Приск родился во фракийском городе Пании, на берегу Пропонтиды (Мраморного моря). В описываемые времена он, по сведениям Суиды, был софистом, а по мнению Евагрия — ритором. Однако в путешествии вместе с посольством византийского императора ко двору вождя гуннов Аттилы Пр иск был просто шпионом.
Как он сам рассказывает, сопровождать посольство его попросил Максимин, один из советников императора Феодосия 11 Младшего (408-450). Посольство это к Аттиле состоялосъ, по всей видимости, в 448 г. с целью убедить вождя гуннов не нарушать ранее заключенного мирного договора из-за мелких неурядиц, например невыдачи византийцами беглых рабов. Но была и тайная даже для главы посольства цель по оплате услуг и осуществлению физического устранения Аттилы, реализацией которой занимался переводчик посольства Вигила, а со стороны гуннов — Эдикон, отличившийся военными подвигами, раскрывший своему вождю Аттиле замысел византийцев. Повествование Приска, по выводам исследователей его сказания, охватывает период с 433 по 474 г.
Приск начинает повествование с царствования над гуннами Руа, брата отца Аттилы Мундиуха (Мундзука). Он перечисляет народы, с которыми воевал этот вождь гуннов, а также упоминает о претензии гуннов к византийцам о выдаче беглых, которая постоянно предъявлялась византийскому императору вместе с другими условиями на протяжении всего времени взаимоотношений между государствами гуннов и греков. ~Haд гуннами царствовал Руа (РоUщ). Он решился вести войну против амилзуров, итимаров, тоносуров, войсков и других народов, поселившихся на Истре и прибегавших к союзу с римлянами. Он отправил к римлянам Ислу, и прежде употребленного в дело для прекращения возникшего между ними и римлянами несогласия, и грозил нарушением прежде установленных условий, если римляне не выдадут всех беглых».
Что это за народы, откуда они взялись на Дунае, Приск не уточняет. У Иордана эти народы названы несколько иначе, может быть потому, что Приск писал на греческом языке, а Иордан — на латинском: ~Nam тох ingentem illат paludem transiere (HlInni), i1Iico Alipzuros, Alcidzuros, Itamaros, TlIncassos et Boiscos, qui ripae istills Scythiae insededebant, qllasi quidam turbo gentuv rapllere. То есть вскоре (гунны) перешли через то великое болото (т.е. перешли с восточного берега Азовского моря на западный, как это видно изо всей главы) и там, словно вихрь, увлекли за собой сидевших при этом поморье Скифии алипзуров, альцицуров, итамаров, тункасов ибоисков» [86,453]. Одни становится ясным — эти народы на Дунае появились одновременно с гуннами и, несмотря на значитеЛЫIУЮ силу гуннов, пытались вести самостоятельную политику в отношениях с Византийской империей.
Приск называет народ, которому в основном посвящено его сказание, то гуннами, то скифами. Исследователи этого вопроса считают, что народ гуннов был многоплеменный, в него кроме гуннов, входили другие покоренные ими племена. Вот эти племена, скорее всего, Приск и называет скифами.

Koгдa Руа умер, а царство Гуннское перешло к Аттиле, то римский сенат положил назначить посланником Плинфу. По утверждении этого мнения царем, Плинфа хотел, чтобы вместе с ними назначен был и Эпиген, как человек, славящийся благоразумием и имевший достоинство квестора. Когда и Эпиген был назначен посланником, то оба отправились к гуннам. Они доехали до Марга, города мисийского, в Иллирике. Он лежит на берегу Истра против крепости Константии, стоящей на другом берегу. Туда же приехали и царские скифы. Съезд происходил вне города; скифы сидели верхом на лошадях и хотели вести переговоры не слезая с них. Римские посланники, заботясь о своем достоинстве, имели с ними свидание также верхом. Они не считали приличным вести переговоры пешие с людьми, сидевшими на конях. Постановлено было … (здесь в тексте недостает нескольких слов. — юд.), чтобы гуннам были выдаваемы
бегущие из Скифии люди, равно и прежде бежавшие к римлянам, также и бывшие у них в плену римляне, без выкупа перешедшие к своим, в противном случае за каждого пленного римлянина, бежавшего к своим, римляне были обязаны платить захватившим его по праву войны по восьми золотых монет; чтобы римляне не помогали никакому варварскому народу, с которым гунны вели войну; чтобы торжища между римлянами и гуннами происходили на равных правах и без всякого опасения; чтобы за сохранение договора римляне платили царским скифам ежегодно по семисот литр золота (эта дань простиралась прежде до трехсот пятидесяти литр). На сих условиях заключен был мир; в сохранении его римляне и гунны поклялись по обычаю своих предков, и те и другие потом возвратились в свою землю».
Город Марг (Марущ), упоминаемый Приском, по выводам исследователей, находился на правом берегу Дуная ниже Белграда, у впадения реки Моравы. Город был, видимо, значительным, так как Приск упоминает о епископе Маргском. Что касается меры веса, литра, или либра, в которой гунны получали золото от императора, то она равнялась 327,45 г.
Иордан приводит описание Аттилы, его происхождения и характера: ~Этот Аттила был рожден Мундзуком, двоюродные братья которого, Октар и Роас, как рассказывают, царствовали до него в земле гуннов, хотя не в том объеме, как сам Аттила. Он наследовал им после их смерти, вместе с двоюродным братом Бледою; готовясь к походу, который он замышлял, Аттила решил увеличить свои силы братоубийством и стремился вместе с тем погубить всех своих родственников. Бледа, царствовавший в большей части земли гуннов, был коварно умерщвлен. Соединив под своей властью всех гуннов и собрав вместе все народы, подчиненные им. Аттила задумал покорить себе две первые нации в мире — римлян и Becтroтов.
Его войско доходило до 500 тысяч. Этот человек родился в мир для потрясения народов и внушения страха всему миру; не знаю, каким образом одно его имя наводило ужас на всех. Он выступал гордо, озираясь вокруг, чтобы казаться страшным в самых движениях выпрямленного тела. Любя войну, Аттила был умерен в деле, тверд в совете, снисходителен к тем, кого однажды принял под свое покровительство. Рост его был невелик, грудь широкая и большая голова, глаза узкие, редкая борода с проседью, плоский нос и тело смуглого цвета, обличающего его происхождение». Брат Аттилы Бледа, по всей вероятности, правил покоренными народами на востоке гуннского государства, так как историки описывают только войны, которые вел Аттила в Центральной Европе, в которых Бледа, видимо, не участвовал. О событиях, происходивших на завоеванных гуннами территориях от Волги до Днестра, византийские историки либо ничего не знали, либо не считали необходимым о них рассказывать.